Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

02.04.2018
Термин «аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г.

Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии. Частота встречаемости детского аутизма составляет, по современным данным, 40-45 случаев на 10 тыс. новорожденных. На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому, что до сих пор неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Конечно, взрослый человек мог бы как-то приспособиться даже к таким трудностям, но ребенок-аутист испытывает их с самого рождения. Сложно такое представить, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать… Одновременно с такой особой чувствительностью эти дети имеют ограниченное количество энергии. Это проявляется, с одной стороны, в ограничении активности (игровой, речевой, коммуникативной), а с другой - в необходимости постоянно себя стимулировать. У таких детей отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром в целом. У них нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов.

Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому что любые, даже незначительные изменения подобны кошмару. При этом не каждый ребенок с аутизмом будет ярко и бурно выражать свои эмоции. Реакция может быть незаметной и отставленной во времени – перестал кушать, говорить или поднялась температура. Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности. Хотя чаще родители бьют тревогу к двум-трем годам, когда речь необычна или так и не появилась, а проблемы с поведением вымотали и истощили всю семью.

На настоящий момент нет научно доказанных сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Для каждого аутичного ребенка необходим индивидуальный подход по подбору как фармакологических препаратов, так и основных психолого-педагогических стратегий. На базе учреждения здравоохранения "Городской клинический детский психиатрический диспансер" оказывается специализированная помощь детям с расстройствами аутистического спектра.