Порядок рассмотрения обращений граждан

Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в учреждении

Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц регламентируется следующими нормативными правовыми актами Республики Беларусь: 

  • Законом Республики Беларусь "Об обращениях граждан"
  • Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З "Об основах административных процедур"
  • Директивой Президента Республики Беларусь № 2 от 27.12.2006 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата"
  • Декретом Президента Республики Беларусь от 14.01.2005 № 2 "О совершенствовании работы с населением"
  • Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц".

Инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь и подчиненных ему государственных организациях, утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.03.2008 № 51 определён порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений и (или) жалоб) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц или их представителей в аппарате Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) и подчиненных ему государственных организациях (далее – подчиненные организации). 

В главе 2 Инструкции указано: 

Поступившие в учреждение письменные обращения заявителей (далее – письменные обращения) регистрируются в день их поступления лицами, на которых приказом, возложена обязанность по работе с обращениями заявителей. 

Письменные обращения заявителей должны соответствовать требованиям, а именно: 

  • Обращение граждан должно содержать: 
    • наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;
    • фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);
    • изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);
    • личную подпись гражданина.
  • Обращения юридических лиц должны содержать: 
    • наименование и (или) адрес организации, в которую направляется обращение;
    • полное наименование юридического лица и его юридический адрес;
    • изложение сути обращения;
    • фамилию, собственное имя, отчество и подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица.

К обращениям граждан, выступающих в качестве представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) в интересах этих лиц, должны также прилагаться документы, подтверждающие их полномочия. 

Коллективные письменные обращения 30 и более граждан, поступившие в учреждение по вопросам, входящим в его компетенцию, подлежат рассмотрению с выездом на место нахождения объекта, являющегося предметом обращения, если иное не вытекает из обращения. 

На место нахождения объекта выезжает комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя учреждения. 

При поступлении в учреждение письменного обращения, содержащего вопросы, решение которых не относится к его компетенции, данное обращение в пятидневный срок со дня регистрации направляется для рассмотрения в органы или организации, к компетенции которых относится рассмотрение данного обращения, о чем в день направления в орган или организацию уведомляется заявитель. 

Письменные обращения, поступившие в учреждения, соответствующие требованиям, рассматриваются не позднее одного месяца со дня их регистрации в учреждении, к компетенции которого относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководитель учреждения, в которое поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом заявителя. 

Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если: 

  • обращения не соответствуют требованиям, указанным в законодательстве;
  • в обращениях содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;
  • текст обращения не поддается прочтению;
  • обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в ином порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Решение об оставлении обращения без рассмотрения принимает руководитель организации, в которую поступило обращение, или уполномоченное им должностное лицо. 

При оставлении обращения без рассмотрения по существу и при наличии данных о месте жительства (юридическом адресе) автора организация в пятидневный срок со дня регистрации обращения письменно, за подписью уполномоченного лица, уведомляет автора о причинах оставления обращения без рассмотрения по существу и возвращает ему оригиналы документов, приложенных к обращению. Обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, в пятидневный срок со дня их регистрации в учреждении направляются им в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы. 

Анонимные письменные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением письменных обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.