Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.

 Что же такое компьютерная зависимость?

Термин "компьютерная зависимость" определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Специалисты относят данный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Она проявляется в форме болезненной зависимости от видеоигр, чрезмерной увлеченности поиском информации или поглощенности общением с друзьями в сети. Прежде всего, нужно разграничить понятия «компьютерная зависимость» и «увлеченность». Если ваш ребенок может некоторое время посидеть у монитора, а потом спокойно занимается другими делами – значит, он увлечен компьютером. Если же он чуть ли не сутками напролет играет, от этого страдают другие дела, он забывает о сне и отдыхе, раздражается – у него компьютерная зависимость, болезненное состояние, и ему нужна помощь.

Причины возникновения компьютерной зависимости

  • Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

  • Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.   

  • Стремление подростка уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.

  • Родители не осознают взросление ребёнка и не изменяют стиль общения с ним.

  • Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином.

  • Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.   

  • Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.

  • Подражание, уход из реальности вслед за друзьями. 

           

    Признаки компьютерной зависимости

  • Отрыв от работы или игры за компьютером  воспринимается агрессивно,  ребенок не откликается напросьбы. 

  • Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.

  • Начались проблемы с учёбой. 

  • Появились проблемы в общении, частые конфликты.

  • Подросток скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.  

  • Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх,  Интернете. 

  • У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна,  прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере. 

  • Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру. 

Последствия неограниченного пребывания за компьютером

  • Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего  личность ребёнка  не развивается.  

  • Человек в Интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает – таким образом формируется поверхностное отношение к познавательной информации.   

  • Сидение за компьютером ухудшает зрение, кровообращение в области таза, вызывает проблемы с позвоночником.

  • Частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.   

Что делать если Вы подозреваете у ребенка компьютерную. зависимость?

  • Не пытайтесь давить на ребёнка, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего резко и быстро, так как если Ваш ребёнок «завис», то резкое отлучение его от компьютера может привести к необратимым поступкам.

  • Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

  • Попробуйте выйти на диалог с ребёнком. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.

  •  Поговорите о свободе и праве выбора, их границах и ответственности за  право принимать решения.

  • Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном мире.

     

  •  Проследите реакцию ребёнка на  новые условия и, самое главное точность их выполнения. Проверьте, сложно ли ребёнку соблюдать новые временные рамки.

  •  В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.

  •  Контролируйте внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).

  • Приобщайте к выполнению домашних обязанностей.

  • Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе его дел.

  • Осуществляйте контроль и цензуру компьютерных игр и программ.

  • Осуществляйте контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей.

  • Научите ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.

  • Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для   ребёнка (с учётом своих норм).

  • Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту: психоневрологу, психотерапевту или психологу в детскую поликлинику по месту жительства.

 Материал подготовлен фельдшером-валеологом Каменщиковой Г.И.