Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.
Что же такое компьютерная зависимость?
Термин "компьютерная зависимость" определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Специалисты относят данный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Она проявляется в форме болезненной зависимости от видеоигр, чрезмерной увлеченности поиском информации или поглощенности общением с друзьями в сети. Прежде всего, нужно разграничить понятия «компьютерная зависимость» и «увлеченность». Если ваш ребенок может некоторое время посидеть у монитора, а потом спокойно занимается другими делами – значит, он увлечен компьютером. Если же он чуть ли не сутками напролет играет, от этого страдают другие дела, он забывает о сне и отдыхе, раздражается – у него компьютерная зависимость, болезненное состояние, и ему нужна помощь.
Причины возникновения компьютерной зависимости
-
Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
-
Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
-
Стремление подростка уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
-
Родители не осознают взросление ребёнка и не изменяют стиль общения с ним.
-
Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином.
-
Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.
-
Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.
-
Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.
Признаки компьютерной зависимости
-
Отрыв от работы или игры за компьютером воспринимается агрессивно, ребенок не откликается напросьбы.
-
Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.
-
Начались проблемы с учёбой.
-
Появились проблемы в общении, частые конфликты.
-
Подросток скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.
-
Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх, Интернете.
-
У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.
-
Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
Последствия неограниченного пребывания за компьютером
-
Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего личность ребёнка не развивается.
-
Человек в Интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает – таким образом формируется поверхностное отношение к познавательной информации.
-
Сидение за компьютером ухудшает зрение, кровообращение в области таза, вызывает проблемы с позвоночником.
-
Частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.
Что делать если Вы подозреваете у ребенка компьютерную. зависимость?
-
Не пытайтесь давить на ребёнка, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего резко и быстро, так как если Ваш ребёнок «завис», то резкое отлучение его от компьютера может привести к необратимым поступкам.
-
Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
-
Попробуйте выйти на диалог с ребёнком. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.
-
Поговорите о свободе и праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
-
Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном мире.
-
Проследите реакцию ребёнка на новые условия и, самое главное точность их выполнения. Проверьте, сложно ли ребёнку соблюдать новые временные рамки.
-
В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.
-
Контролируйте внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).
-
Приобщайте к выполнению домашних обязанностей.
-
Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе его дел.
-
Осуществляйте контроль и цензуру компьютерных игр и программ.
-
Осуществляйте контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей.
-
Научите ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.
-
Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
-
Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту: психоневрологу, психотерапевту или психологу в детскую поликлинику по месту жительства.
Материал подготовлен фельдшером-валеологом Каменщиковой Г.И.