Всемирный день охраны труда

10.05.2018

Всемирный день охраны трудаВ 2018 году под эгидой Всемирного дня охраны труда (28 апреля) и Всемирного дня борьбы с детским трудом (12 июня) проводится совместная годовая кампания под лозунгом:

«Безопасность и здоровье нового поколения».

Данная тема призвана способствовать тому, чтобы переход молодежи от учебы к труду, из детства во взрослую жизнь происходил в безопасных и безвредных для здоровья условиях.

Совместная кампания призывает активизировать усилия, направленные на решение:

Задачи 8.8 в рамках Целей в области устойчивого развития (ЦУР) - «защищать трудовые права и содействовать обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся» к 2030 году;

Задачи 8.7 ЦУР - «принять срочные и эффективные меры для того, чтобы обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда» и покончить со всеми формами детского труда к 2025 году.

Право на безопасный и здоровый труд имеют работники всех возрастов. Молодых работников (в возрасте от 15 до 24 лет) в мире насчитывается 541 млн. — это более 15 процентов всей рабочей силы, в Республике Беларусь 262 тыс. или 7,5% от занятых в экономике.

В Республике Беларусь в 2017 году погибло на производстве 6 работников моложе 24 лет, в том числе 1 моложе 18, тяжелые травмы получил 51 (в 2016г. 12, 0 и 59 соответственно).

Помимо этого, здоровье и сама жизнь молодых работников часто подвергаются риску из-за присутствующих на рабочих местах опасных производственных факторов.

Для общества издержки, связанные с тяжелыми травмами молодых работников и последующим долговременным расстройством здоровья, гораздо существеннее, чем издержки, связанные с аналогичными травмами взрослых. Последствия производственной травмы оказываются более серьезными, если ее получает молодой человек в начале своей трудовой жизни.

Молодой работник с долговременным расстройством здоровья может перестать быть активным членом общества и никак не использовать полученное образование и профессиональную подготовку. Многие страны вкладывают значительные средства в обеспечение занятости молодежи, в ее образование, профессиональную подготовку, в развитие ее профессиональных навыков и в создание для нее рабочих мест. Крайне важно, чтобы в программы, реализуемые в результате таких вложений, включались и вопросы охраны труда.

Чтобы обеспечить это, необходимо понимать и учитывать факторы риска в сфере охраны труда, с которыми сталкиваются молодые работники в возрасте от 15 до 24 лет.

В законодательных актах и программных документах молодые работники младше 18 лет признаются уязвимой группой и обеспечиваются особой защитой в соответствии с нормами, касающимися детского труда и запрещенных опасных видов работ. Однако те, чей возраст составляет от 18 до 24 лет, сопоставимого правового признания и защиты на рабочем месте не получают несмотря на то, что постоянно подвергаются повышенному риску травмирования.

Международную организацию труда (МОТ) отличает давнее стремление продвигать достойный труд и обеспечивать безопасные и здоровые условия труда для всех работников на протяжении всей их трудовой жизни. Она обращает внимание на необходимость улучшения охраны труда молодых работников - как в целях содействия достойной занятости молодежи, так и в целях поддержки усилий, направленных на борьбу с опасными видами детского труда.

Опасными видами детского труда во всем мире занимается почти половина (72,5 млн. детей) из 151,6 млн. детей, вовлеченных в сферу применения детского труда. Примерно 24 процента из вовлеченных в эту сферу детей (более 37 млн.) находятся в возрасте от 15 до 17 лет.

Серьезные меры по улучшению охраны труда молодежи приносят двойную пользу - обеспечивают безопасность и сохранность здоровья молодых работников и сокращают число детей, занимающихся опасными видами детского труда. Для того, чтобы получить поколение здоровых работников, соблюдающих нормы безопасности и гигиены труда необходимы заблаговременные подготовительные действия, и начинать надо с проведения информационно-разъяснительной работы среди родителей и местного населения. Чтобы молодые люди знали о рисках и могли выступать от собственного имени, их знакомство с опасными производственными факторами и рисками, а также с правами работников должно начинаться еще в школе и продолжаться в рамках программ профессиональной подготовки и ученичества.

Работодатели, в том числе предприятия формальной и неформальной экономики, а также семейные предприятия, нуждаются в методических рекомендациях относительно факторов риска, с которыми сталкиваются молодые работники, и относительно соответствующих их возрасту рабочих обязанностей и условий труда. И наконец, для того, чтобы молодые работники, впервые вступающие в сферу труда, могли осуществлять свои права и высказывать собственное мнение, требуется их поддержка и представительство со стороны организаций работников. Меры по улучшению охраны труда молодежи будут способствовать достижению Цели в области устойчивого развития (ЦУР) № 8, касающейся достойного труда и экономического роста. Они помогут нам выполнить Задачу 8.8 - обеспечить надежные и безопасные условия работы для всех трудящихся к 2030 году, а также Задачу 8.7 - покончить с детским трудом во всех его формах к 2025 году.

Для выполнения этих задач требуются совместные действия государственных органов, работодателей, работников и их организаций, а также других заинтересованных сторон по формированию культуры профилактики, нацеленной на обеспечение охраны труда нового поколения мировой рабочей силы.

Мероприятия, организуемые в рамках Всемирного дня охраны труда - 2018, будут направлены на информирование мировой общественности о специфических рисках для безопасности и здоровья молодых работников, на демонстрацию взаимосвязи между созданием безопасной и здоровой среды для нового поколения и достижением Цели в области устойчивого развития, в том числе на демонстрацию различных направлений деятельности, в которые заинтересованные стороны могут вкладывать средства для обеспечения реального сокращения связанного с работой травматизма и заболеваемости молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет). Эта деятельность осуществляется на нескольких уровнях, в том числе на правовом, политическом и практическом.

Вышеупомянутые мероприятия рассчитаны на разнообразную аудиторию, состоящую из представителей правительства, работодателей, работников и их представительных организаций, а также НПО, научно­образовательных учреждений, других учреждений ООН, центров профессиональной подготовки и самих молодых работников. В более широком плане кампания призывает к согласованным усилиям, направленным:

• на содействие ратификации конвенций МОТ, касающихся охраны труда и детского труда;

• на содействие - на местном, национальном и международном уровне - принятию комплексных ответных мер в отношении опасных видов детского труда и специфических для молодых работников вызовов в области охраны труда;

• на обеспечение качественного образования для всех детей и включение вопросов охраны труда в программы общего образования, профессионального обучения, профессионально-технического образования и подготовки и в программы ученичества;

• на формирование доказательной базы в пользу совершенствования политических мер и действий, касающихся охраны труда молодых работников и опасных видов детского труда;

• на обеспечение для молодых работников доступа к членству в профсоюзах и представительного голоса за столом переговоров при обсуждении вопросов, касающихся их охраны труда;

• на учет фактора особой беззащитности детей самого младшего возраста и на привлечение внимания к такому важному вопросу, как недопущение их вовлечения в сферу детского труда;

•на принятие решительных трехсторонних мер для решения проблем, связанных с охраной труда и с использованием детского труда на опасных работах, с учетом опыта организаций работодателей и работников в этой области.

Если говорить конкретнее, то в целях улучшения охраны труда молодых работников кампания призывает различные стороны, в том числе государственные учреждения, работодателей, работников и их организации, научно-образовательные учреждения, организации гражданского общества и, что немаловажно, саму молодежь и молодежные организации, действовать совместно для принятия эффективных ответных мер посредством:

    • улучшения сбора и анализа данных об охране труда и о молодых работниках;
    • разработки, доработки и ввода в действие законов, норм, политических мер и руководящих документов, обеспечивающих более полноценную охрану труда и здоровья молодых работников;
    • наращивания потенциала в целях оказания помощи правительствам, работодателям, работникам и их организациям в удовлетворении потребностей в области охраны труда, существующих у молодых работников;
    • интеграции учебных курсов по охране 1руда в общеобразовательные программы и программы профессиональной подготовки с тем, чтобы обеспечить появление нового поколения здоровых и соблюдающих нормы безопасности работников;
    • усиления пропагандистской, информационно-разъяснительной и научно-исследовательской работы по вопросу уязвимости молодых людей перед опасностями и рисками в области охраны труда.

В то время, как весь мир старается улучшить перспективы молодежной занятости, мы должны обеспечить, чтобы молодые люди обладали образованием и подготовкой, необходимыми им для выполнения своей работы безопасными способами без вреда для здоровья, а работодатели были осведомлены и знали о своих обязанностях (в плане искоренения детского труда и улучшения охраны труда) и осознавали необходимость устранения конкретных рисков, касающихся молодых работников.

На регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда направлен Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда).

Закон об охране труда применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями (статья 273 Трудового Кодекса Республики Беларусь).

В частности, несовершеннолетние работающие, наравне со взрослыми работающими, имеют право на (статья 11 Закона об охране труда):

  • рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда; получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами;
  • обучение безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа по вопросам охраны труда;
  • личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.
  • отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Одновременно, правовое регулирование в области охраны труда в отношении несовершеннолетних работающих осуществляется с использованием специальных мер, направленных на охрану их здоровья в процессе трудовой деятельности, в том числе путем введения для них дополнительных гарантий, призванных оградить или компенсировать воздействие на здоровье неблагоприятных факторов.

Так, в статье 16 Закона об охране труда устанавливается требование о привлечении лиц моложе 18 лет к выполнению работ лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 18 лет - прохождения обязательного медицинского осмотра в соответствии с законодательством.

Лица в возрасте от 14 до 16 лет могут привлекаться к выполнению легких видов работ, перечень которых утверждается Министерством труда и социальной защита! Республики Беларусь. Не допускается привлечение лиц моложе 18 лет к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к подземным и горным работам. Из указанного правила допускается только одно исключение - привлечение к выполнению указанных работ обучающихся учреждений образования в возрасте от 16 до 18 лет при прохождении ими производственного обучения, практики. При этом привлечение обучающихся к указанным работам ограничивается временем их выполнения - не более четырех часов в день.

Справочно: Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67;

Предусматривается также запрет на подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы, если иное не установлено законодательными актами (часть пятая статьи 16 Закона об охране труда).

Справочно: Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную, установленные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. N2 13.

Кроме этого, установлен запрет по привлечению работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, работам в выходные дни, если иное не установлено законодательными актами (часть шестая статьи 16 Закона об охране труда).

Таким образом, между заинтересованными сторонами существуют огромные возможности для сотрудничества по вопросу интеграции охраны труда в программы общего образования, развития профессиональных навыков и ученичества (ввиду того внимания, которое в глобальном плане акцентируется на молодежной занятости), а также по вопросу содействия работодателям в устранении конкретных рисков, с которыми сталкиваются молодые работники, с помощью комплексной модели, учитывающей характер рисков и производственной среды. При этом правительство должно выполнять свою роль, поддерживая эти усилия с помощью адаптированного национального законодательства и политики.

От формирования новых поколений здоровых, соблюдающих нормы безопасности работников, зависят рост населения, производительность, психическое и физическое благополучие общества. Приглашаем все заинтересованные стороны присоединиться к нашей кампании и добавить свои голоса к глобальному движению за улучшение охраны труда молодых работников и ликвидацию детского труда.